Мультимодальность пространства выразительных искусств.

Жизнь в своем проявлении — словно палитра, на которой располагаются все выразительные искусства одновременно в уникальной логике «живого» экспрессивного тела.

 

И действительно, картина рождается из образа, музыка — из звуков, танец — из движения тела в пространстве., театр — из выразительного действа на сцене, поэзия — из слов… Все искусства одномоментно собираются в пространстве ритма и времени.

Согласно концепции П. Книлла, модальности воображения (ритм, движение, звук, образ, действие, слово) образуют основу выразительных искусств (танец, музыка, визуальные искусства, театр, поэзия). Здесь модальность выступает как дверь и ключ к исследованию, описанию и пониманию окружающего мира. Переход между модальностями П. Книлл называет интермодальным переходом, который позволяет буквально перемещаться между выразительными искусствами. Смена модальностей рождает новое понимание и новое видение исследуемого явления, рождает и развивает новые формы, что приводит к трансформации и изменению.

Жак Стительман обращает наше внимание на то, что «всё знание — из мира мертвых. Экспрессия всегда связана с Не-знанием». Каждый человек живет в мире своих концептов и теорий (конструктов): что такое хорошо и что такое плохо; теория о том, почему он страдает; теория почему он не может измениться и т.д. И наряду с этим есть потребность в «избавлении» от страданий, потребность в счастье, в достижениях и прочих удовольствиях. Интермодальность помогает «расширить диапазон игры» благодаря освоению навыков работы с материалами в выразительных искусствах. Потому как «выражение собственных страданий» есть лишь их отпечаток, где трансформация невозможна, возможно лишь своего рода отреагирование и выражение.

Представление о том, что все выразительные искусства укоренены в «живом» экспрессивном теле, помогает совершать интермодальный переход между мирами для трансформации, изменение и обретение новых навыков взаимодействия с миром. Потому как человек воспринимает себя через органы чувств, а проявляет себя через выразительную деятельность.

Алёна Буренкова. Отрывок из статьи "Арт-аналогия: Я, воплощенное в выразительных искусствах".